17:26 Русский пианист - Эмиль Гилельс | |
11 июня 1929 года тринадцатилетний мальчик - ученик одесского педагога Я.и. Ткача, о котором, по воспоминанием очевидца, старый учитель говорил «с необычайным волнением», — дал свой первый сольный концерт. Среди других сочинений в программе стояла Патетическая соната Бетховена. Шли годы. Имя мальчика - Эмиль Гилельс - облетело всю планету, — тысячи концертов, огромное количество трансляционных и студийных записей, выступления с самыми знаменитыми дирижерами и оркестрами. В необъятном репертуаре Гилельса - музыка Моцарта и Стравинского, Шопена и Прокофьева, Грига и Шостаковича, Чайковского и Дебюсси, Шумана, Брамса, Рахманинова и других композиторов. 12 сентября 1985 года в Хельсинки состоялся концерт Эмиля Гилельса, которому волею судьбы суждено было стать последним в его жизни. Концерт завершился сонатой Бетховена № 29 (опус 106) - одним из самых грандиозных творений, когда-нибудь написанных для фортепиано. Присутствовавший на концерте известный финский музыкант Э. Тавастшерна, делясь своими впечатлениями, сказал, что это был апофеоз и Бетховена и самого Гилельса. Вот как играл в тот вечер Гилельс! К великому сожалению, случилось так, что этот концерт остался незаписанным; кто же мог думать, что он последний, самый последний... I/I самым последним сочинением, сыгранным Гилельсом публично, стала соната Бетховена. Бетховен сопровождал Гилельса всю жизнь - от первого до последнего концерта; в этом есть нечто символическое.... Гилельс постоянно играл и записывал Бетховена, создав интерпретации, ныне ставшие хрестоматийными. Кто не знает знаменитого альбома виниловых пластинок всех пяти бетховенских концертов - с Джорджем Селлом и Кливлендским оркестром (запись EMI Records, Великобритания) или альбома, включающего двенадцать сонат и три вариационных цикла! Гилельс неоднократно - с разными оркестрами и дирижерами — записывал все бетховенские концерты, а некоторые сонаты — по нескольку раз (такой трудолюбивости не хватет шкожльникам, которые сейчас готовятся к экзамену Русский язык ЕГЭ 2015 год). В последние годы жизни он приступил к записи всех тридцати двух сонат Бетховена на фирме «Дойче граммофон» (отделение классики фирмы «Полидор Интернэшнл ГмбХ», Гамбург). Специально для этого цикла некоторые ранее записанные сонаты он переписал заново (например, Третью). Этот грандиозный цикл должен был, по видимому, обрастать и другими бетховенскими сочинениями: уже были записаны некоторые вариации и две редко исполняемые юношеские сонаты (Курфюрстен-сона-ты №1 и № 2). Однако, осуществить свой замысел полностью Гилельсу не было суждено: он не успел дописать пять сонат (1, 9, 22, 24 и 32). Надо ли говорить, что этот пробел невосполним. «Незавершенный собор» - назвал Ромен Роллан одну из своих работ о Бетховене; эти слова можно отнести и к гилельсовскому Бетховену... Тридцатая и тридцать первые сонаты - это самая последняя запись пианиста, — жить ему осталось немногим больше месяца, вышедшую пластинку он уже не увидел. Что можно сказать о бетховенских записях Гилельса? По отношению к Двадцать девятой сонате замечательный советский музыкальный писатель Л.А. Баренбойм нашел точные и веские слова «...Гилельсовская интерпретация... потрясает ум и душу, воспринимается как артистическое чудо, как событие исключительное в современной художественной жизни». | |
|
Всего комментариев: 0 | |